Фондообразователи

Наш сайт – это электронный архив тайных монашеских общин московского Высоко-Петровского монастыря. Эти общины возникли в 1923–1928 гг., когда в храмах монастыря (к тому времени формально – уже приходских) начали свое служение старцы Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, перебравшиеся в Москву после закрытия своей обители в 1923 г. Сменив лесную пустынь на духовную пустыню столицы богоборческого государства, зосимовцы считали, что, несмотря на жесточайшие гонения, монашество не должно угаснуть. Свои главные усилия они направили именно на поддержание традиции духовной жизни. Результатом их усилий стала самая крупная из известных нам сеть тайных монашеских общин советского периода. Несмотря на репрессии 1930-х гг., общины просуществовали до 1959 г., а отдельные их члены дожили до нашего времени. Духовные дети высоко-петровских наставников сохранили значительное число фотографий и документов того времени, оставили нам воспоминания о своих духовных отцах. Благодаря их свидетельству четверо из них сегодня прославлены Русской Православной Церковью как новомученики Российские. На этом сайте вы сможете познакомиться с духовным наследием этих общин.

м. Игнатия (Пузик)

  • Фондообразователь: Схимонахиня Игнатия (Валентина Ильинична Пузик; *1903–†2004), дочь железнодорожного служащего, прихожанка Высоко-Петровского монастыря с 1924 г., духовная дочь сщмч. Игнатия (Лебедева); образование высшее, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией Научно-исследовательского института туберкулеза РАМН СССР; духовный писатель, гимнограф, автор воспоминаний.
  • Публикации о ней (основные): Монахиня Игнатия (Петровская). Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 1996. № 1(8). С. 114–135; [Интервью:] Монашеское делание эпохи гонений. Гимнографии, православной аскетике и истории старчества посвящены книги монахини Игнатии (Петровской) / Беседовал Сергей Чапнин // Московский Церковный вестник. № 19(225). Октябрь 2001. С. 14–15; Схимонахиня Игнатия (Валентина Ильинична Пузик; *1.02/19.01.1903–†29.08.2004). [Некролог] // Альфа и Омега. 2004. № 3(41). С. 360–370; Со святыми упокой. [Некролог: схимонахиня Игнатия (Пузик)] // Церковный вестник. № 17(294) сентябрь 2004. С. 12–13; Азин А., З. Земскова. Пузик Валентина Ильинична. Жизнь и наука. М., 2004.
  • Типы документов:
    • воспоминания «Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы» (авторизованная м/п);
    • письма из заключения сщмч. Игнатия (Лебедева) (автографы и рукописный список 1940-х гг.);
    • письма, ответы на откровения помыслов сщмч. Игнатия, выписки из св. Отцов (автографы);
    • синодик сщмч. Игнатия (Лебедева);
    • автобиография архиеп. Варфоломея (Ремова) и его поучения (м/п копия);
    • тексты церковного самиздата 1920–1940-х гг. (письма И.И. Троицкого (м/п), прп. Гавриила (Зырянова) (ркп.), воспоминания еп. Арсения (Жадановского) и др.);
    • фотографии.
  • Крайние даты составления документов: 1930-е – 1994 гг.
  • Количество листов: 811, многие с оборотами (в т.ч. 326 самиздата и 229 фотографии).
  • Кем и когда переданы: Ею лично А.Л. Беглову 1994–2004 гг.
  • Состояние архива: В целом удовлетворительное. В наихудшем состоянии – письма из заключения: на некоторых испорчена бумага, имеет место выцветание чернил, утраты.
  • Сведения о публикации: Частично (воспоминания и письма сщмч. Игнатия из заключения) в: Монахиня Игнатия (Петровская). Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 1996. № 1(8). С. 114–135; Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения / Подготовка текста, публикация, вступительная статья и примечания А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 1997. № 1(12). С. 90–133; Монахиня Игнатия. Старчество на Руси / Подготовка текста, публикация, предисловие и примечания А. Л. Беглова. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. 316 с., ил. (Б-ка журнала "Альфа и Омега").
  • Примечания: Помимо фонда м. Игнатии в архиве Высоко-Петровского монастыря существует ее личный архив, в который входят ее литературные произведения и документы личного характера. К документальным материалам фонда примыкают аудио-записи бесед с м. Игнатией 1990-х гг.

м. Ксения (Попова)

  • Фондообразователь: Ксения, м., «Катя маленькая» (Екатерина Яковлевна Попова; *ок. 1893–†1979) – одна из ближайших духовных дочерей и первых постриженниц сщмч. Игнатия, певчая левого хора Высоко-Петровского монастыря.
  • Типы документов:
1) документы сщмч. Игнатия (Лебедева) личного характера (отпускной билет для поездки из монастыря в Москву, квитанция на принятую тюремную передачу, письма разным лицам); 2) письма сщмч. Игнатия м. Ксении во время пребывания ее в нижегородской ссылке в 1931–1933 гг.; 3) письмо арх. Зосимы (Нилова); 4) фотографии, принадлежавшие сщмч. Игнатию.
  • Крайние даты составления документов: 1918–1930-е гг.
  • Количество листов: 58 (в т.ч. 6 фотографий), часть листов с оборотами.
  • Кем и когда переданы: Монахиней Игнатией в 1997 г.
  • Состояние архива: Хорошее. Основная часть писем хранилась в конверте А5, на нем рукой м. Игнатии надпись: «+ Батюшкины письма м. Ксении».
  • Сведения о публикации: Частично (письма о. Игнатия) в книге: Монахиня Игнатия. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья / Подготовка текста, публикация, предисловие и комментарии А. Л. Беглова. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 350 с., ил. (Б-ка журнала «Альфа и Омега»).
 

м. Серафима (Кавелина)

  • Фондообразователь: Рясофорная м. Серафима (Ольга Александровна Кавелина; *1916–†2006), дворянка, дочь полковника императорской гвардии, прихожанка Высоко-Петровского монастыря с 1931 г. (хр. Сергия на Б.Дмитровке), духовная дочь архим. Никиты (Курочкина); образование среднее, служащая издательства «Металургиздат» Министерства черной металургии СССР.
  • Публикации о ней: Рясофорная монахиня Серафима (Ольга Александровна Кавелина; *28.06.1916–†19.02.2006). [Некролог] // Альфа и Омега. 2006. № 1(45). С. 372–378.
  • Типы документов:
    • записка еп. Варфоломея о посте (автограф);
    • черновые записи изречений еп. Варфоломея (рукопись) (ср. Ф. Воронец);
    • слово владыки Варфоломея в 4-ю годовщину кончины схиигумена Германа (авторизованная м/п);
    • тетради с записями проповедей еп. Варфоломея (Ремова);
    • письма архим. Никиты (Курочкина) О.А. Кавелиной;
    • письма архим. Зосимы (Нилова) О.А. Кавелиной;
    • письма сщмч. иеромонаха Феодора (Богоявленского) О.А. Кавелиной;
    • воспоминания об сщмч. Феодоре (Богоявленском) его сестры О.П. Богоявленской (рукопись с комментариями м. Серафимы) и машинопись;
    • письма духовных сестер О.А. Кавелиной;
    • деяние Св. Синода от 18 апреля 1961 г. (рукопись, автограф О.А. Кавелиной);
    • некоторые личные вещи о. Никиты (Курочкина) (расческа, четки и др.);
    • карандашные и акварельные наброски сщмч. Феодора (Богоявленского) (?) (о. Никита, еп. Варфоломей);
    • выписки сщмч. Феодора (Богоявленского) из св. Отцов и богослужебных книг, его же работа о преп. Феодоре Студите;
    • тетрадь с выписками из св. Отцов одной из ближайших постриженниц еп. Варфоломея Е.Рожиной или Н.Кенарской из их кельи после их ареста (автограф);
    • церковная периодика и душеполезная литература 1900-х – 1910-х гг., в том числе – вынесенная из кельи архиеп. Варфоломея после его ареста, а также – печатные тексты молитв, печатные иконы и портреты патриарха Тихона;
    • тексты церковного самиздата 1950–1960-х гг. (фрагменты поучений прп. Силуана Афонского и др.);
    • фотографии.
  • Крайние даты составления документов: 1935–1961 гг. (без учета датировок периодики).
  • Количество листов: 256 с оборотами (в т.ч. 20 фотографий и рисунков, без учета листажа периодики).
  • Кем и когда переданы: Ею лично А.Л. Беглову в 1999–2006 гг.
  • Состояние архива: В целом удовлетворительное. Основные рукописные документы хранились в отдельных конвертах в обитой кожей перчаточной коробке. Некоторые письма архим. Никиты из-за выцветания чернил читаются плохо. Особенно плохо сохранились черновые записи изречений еп. Варфоломея: листы распались на сгибах, есть утраты.
  • Сведения о публикации: Частично (воспоминания О.П. Богоявленской и одно из писем сщмч. Феодора, а также проповедь еп. Варфоломея) в: [О. П. Богоявленская.] Воспоминания о брате: (Олег Павлович Богоявленский – Иеромонах Феодор) / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 2001. № 1(27). С. 258–282; Преподобномученик Феодор (Богоявленский). «Завещание» / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 2001. № 1(27). С. 283–284; Архиепископ Варфоломей (Ремов). Из духовного наследия: [Жизненный путь архиепископа Варфоломея; <Слово> в 4-ю годовщину по кончине старца схи-игумена Германа] / Подготовка текста, публикация, вступительная статья и примечания А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 1998. № 4(18). С. 119–133.
  • Примечания: Только в этом фонде сохранились документы архим. Никиты (Курочкина), иером. Феодора (Богоявленского), а также в таком количестве – архим. Зосимы (Нилова). К документальным материалам фонда примыкают аудио-записи бесед с м. Серафимой 1990-х гг.

м. Анна (Васильева)

  • Фондообразователь: монахиня Анна (Зинаида Сергеевна Васильева; *1910– †2002), духовная дочь сщмч. Игнатия (Лебедева), в рясофоре – м. Сергия.
  • Типы документов: Черновая и чистовая машинопись с рукописной правкой воспоминаний м. Анны (Васильевой) «Некоторые воспоминания о жизни Кати (м. Михеи)».
  • Крайние даты составления документов: 1980-е гг.
  • Количество листов:
  • Кем и когда переданы: Ею лично А.Л. Беглову в 1997 г.
  • Состояние архива: Хорошее.
  • Сведения о публикации: Нет. – Будет с небольшими сокращениями опубликовано С.В. Чертковым в журнале «Альфа и Омега» № 1 за 2016 г.


Список материалов

м. Евгения и П.В. Протопоповы

  • Фондообразователь: Павла Васильевна Протопопова (*1911–†ок.2001), дочь священника Василия Протопопова, сестра мон. Евгении (Протопоповой), прихожанка Высоко-Петровского монастыря с 1928 г.(?), духовная дочь еп. Варфоломея.
  • Типы документов:
    • правило Смоленской Зосимовой пустыни (м/п с правкой еп. Варфоломея (Ремова));
    • восемь проповедей еп. Варфоломея (рукопись в тетради и на отдельных листах);
    • записи изречений еп. Варфоломея (рукопись);
    • письма еп. Варфоломея прот. Василию Протопопову (автографы);
    • ответы на откровение помыслов м. Евгении и П.В.Протопоповых (автографы);
    • письма протопр. Николая Колчицкого П.В. Протопоповой (автографы);
    • молитвенники: рукописный карманный молитвослов, акафист Страстям Христовым (отд. издание на ц.-слав.);
    • фотографии.
  • Крайние даты составления документов: 1919–1950-е гг.
  • Количество листов: 641, большинство с оборотами (в т.ч. 18 фотографий).
  • Кем и когда переданы: Архим. Антонием (Кузнецовым), настоятелем Свято-Никольского монастыря (Гомельская епархия Белорусского экзархата Русской Православной Церкви) в редакцию журнала «Альфа и Омега» в 1999 г., затем А.Л. Беглову.
  • Состояние архива: Состояние документов различное. Тетради в хорошем состоянии; ответы на откровение помыслов – в целом в удовлетворительном, но присутствуют ветхие и плохо читаемые документы. Часть записок написана на почтовых карточках, причем текст одного письма иногда помещается на нескольких (до десятка) карточек; хранились в фотоальбоме как коллекция открыток.
  • Сведения о публикации: Проповеди еп. Варфоломея: Архиепископ Варфоломей (Ремов). «Мы владеем всерадостной тайной». Слово о пастырях и учениках: [Слово при наречении во епископа; Памяти иеросхимонаха Алексия (Соловьева); Слово на отпевании архимандрита Мелхиседека] / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и комментарии А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 2000. № 1(23). С. 87–108; Архиепископ Варфоломей (Ремов). «Благоговейный путь». Слово о духовном восхождении: [Слово по пострижении монахини Евгении; Слово по пострижении монаха Германа; Слово о самоукорении; Слово на отпевании Ольги Протопоповой] / Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и комментарии А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 2000. № 2(24). С. 146–159.
  • Примечания: Фонд наиболее представительно сохранил наследие настоятеля Высоко-Петровского монастыря архиеп. Варфоломея (Ремова). Большая часть проповедей сохранились только в этом фонде. Объем писем пастырского содержания (ответы на откровение помыслов) в этом фонде сопоставим лишь с объемом аналогичных документов в фонде м. Игнатии (Пузик). Особняком в составе фонда стоят несколько писем протопресвитера Николая Колчицкого.

Л.А. Воронец

  • Фондообразователь: Любовь Александровна(?) Воронец (*1910-е – †1980-е), прихожанка Высоко-Петровского монастыря, духовная дочь еп. Варфоломея.
  • Типы документов:
    • слово владыки Варфоломея в 4-ю годовщину кончины батюшки схиигумена Германа (м/п);
    • поучения еп. Варфоломея (м/п без даты);
    • записи изречений еп. Варфоломея из проповедей и ответов на откровения помыслов (ркп. 1924–1932);
    • фрагменты брошюры В.В. Розанова «Оптина пустынь» 1903(?) г., стр. 99–128;
    • анонимная машинопись «Сокровенная Русь» - о Елгавской пустыньке, 19 стр., 1970-е гг.
  • Крайние даты составления документов: 1924–1970-е гг. (без учета датировки брошюры).
  • Количество листов: 94, некоторые с оборотами.
  • Кем и когда переданы: Монахиней Игнатией (Пузик) в конце 1990-х гг.
  • Состояние архива: Удовлетворительное. Хранился в картонной папке «Для бумаг» зеленоватого цвета формата А4. На титуле надпись шариковой ручкой рукой м. Марии (Соколовой) (?) «Переписано Любочкой Воронец». Листы большого формата истрепаны по краям, есть утраты.
  • Сведения о публикации: частично (поучения еп. Варфоломея) по спискам из других фондов (№ 6) – «Альфа и Омега». 1996. № (2/3) 9/10; Архиепископ Варфоломей (Ремов). Из духовного наследия: [Жизненный путь архиепископа Варфоломея; <Слово> в 4-ю годовщину по кончине старца схи-игумена Германа] / Подготовка текста, публикация, вступительная статья и примечания А. Л. Беглова // Альфа и Омега. 1998. № 4(18). С. 119–133.
  • Примечания: документы позволяют проследить, как формировались «поучения» вл. Вафоломея, столь распространенные в петровской общине; какой путь они прошли от записей отдельных фраз из проповедей и ответов на помыслы – к связным текстам.