# Дорогая племянница моя, Варя, здравствуй с домашними твоими, мир вам и благословение Божие и Христос Воскресе!
Как вы все поживаете? Письма твои февральские от[1] 9, 16, 25, писанные в Саров, я получил здесь через месяц, 26/III и пока больше ничего[2] <…> Я пока, хранимый благодатью Божией, жив и здоров по старчески; на новом месте, где живет ваша мамаша[3] на всех исполняется 4-я заповедь блаженства, но только не правды[4]. <…> Вале надо больше жить умом, а не сердцем, тогда и дела пойдут по-иному… В<еру> Вас<ильевну> надо поминать инокиней[5] <…> Если С<аша> не сознает и не терпит — придется тебе сознаю°щей терпеть и относиться с покрывающей любовию. <…>
Поздравляя всех с Праздником Праздников[6], остаюсь любящий вас твой дядя А. Лебедев.
29/III н. ст. <…>
[1] Отсюда о. Игнатий постепенно начинает замещать (как правило при написании предлогов) ъ на знак апострофа (’), возможно, по аналогии с попытками вовсе упразднить эту букву. (Так, в то время внедрялось написание от’езд и т. п.) Здесь и далее этот знак заменен на ъ.
[2] Письмо из лагеря на ст. Сухобезводная.
[3] То есть о. Игнатий. Духовное руководство осмыслялось как духовное материнство еще в Новом Завете (см. Ин 3:3–7; Гал 4:19: “Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» и др.). В XIX в. духовное наставничество уподоблял подвигу материнства преподобный Серафим Саровский: “Затем стал советовать: <…> матерью будь, говорил, а не отцом к братии». — Летопись Серафимо-Дивеевскаго монастыря Нижегородской губ<ернии> Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд<енной> А. С. Мельгуновой. Составил Архимандрит Серафим (Чичагов). СПб., 1903. — С. 380; ср. там же. — С. 335. К этому уподоблению прибегали воспитанники Зосимовой пустыни для указания на характер отношений между духовным отцом и послушником: “Нет нужды объяснять здесь Вам, что духовный отец является, точнее, не отцом, а матерью. Но об этом я говорил Вам много раз, и это Вам должно быть понятно». — <Слово владыки Варфоломея> в 4-ю годовщину по кончине старца схи-игумена Германа // Альфа и Омега. № 4 (18). 1998. — С. 131.
[4] Блаженни алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся (Мф 5:6). О. Игнатий указывает на голод, царящий вокруг.
[5] Вера Васильевна не имела пострига в рясофор и была далека от чад о. Игнатия, ориентированных на монашество, но отличалась чистотой жизни и любовью к старцу.
[6] Ср. Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник и торжество есть торжеств. — Триодь Цветная. Канон Пасхи, песнь 8, ирмос.