Письмо 10. 4–6 января 1936 г.

+

Мир тебе и благословение Божие,
дорогая племянница моя Варя М. Е<впраксия>!

Вчера (3/I) получил твое письмо от 7/I (так в оригинале — Сост.) (очень маленькое!), а после твоего отъезда получил письмо, в котором описано как ты поранилась. Спаси тебя, Господи, за поздравление с 20 и 25/XII. Еще раз приветствую тебя со днем твоего Ангела. У нас идут разныя преобразования — лагерь превращается в коммуну, а что будет с лазаретом, а также и со мной — пока неизвестно: перейдем ли только в новое помещение, или перевезут в другое место (например, в инвалидный лагерь около (в 20 верстахъ) г. Алатыря) — все это покажет близкое будущее. Здесь много освобождений, но все оне идут мимо презренной 58 ст. Боюсь и за тебя и за всех. <…> Который раз спрашиваю — когда пасха в 36 г.? Еще боюсь (прости — малодушие!), что останусь один… но как угодно Господу! Кто на месте пр<еосвященного> Питир<има>[1]? Недаром меня посетила Святая Великомученица Анаст<асия>, которой ты уже с апреля своими делами подражаешь, особенно 17/XII[2] <…>, а мне остается первая половина участи святого Хрисогона (а о 2-й половине я и мечтать недостоинъ[3]). Вот мне и надо отложить всякия мечтания неполезныя и человеческия разсуждения[4], а всецело отдаться в волю Божию даже до смерти, о которой только и надо помышлять, которой только и надо ждать — как вожделеннаго конца — как соединения со Христом, чего и вам всем усердно желаю (ср. Флп 1:21–24). <…> 28-го декабря в 11 часов вечера тихо скончался на моих глазах мой Ив<анъ> Мих<айлович.> 40 дней — 5/II, скажи м. Кс<ении> (поздравляю с 24/I), чтобы поминала о упокоении его — как и схиархимандрита Iгн<атия>[5], поздравляю ее с новосельем. Жалею, что я так мало мог поболеть сердцем о каждом члене твоей семьи в то приснопамятное 17/XII! Все эти 3 часа не дали и немощь моя… 19/I-го поздравляю Валю с перерождением

души из ветхаго теснаго состояния (приветствую с 10/II) — в новое, свободное, радостное, как подъявшую Христово иго и бремя, которое по слову Его — «благо и легко есть» (ср. Мф 11:30). Скажи Ант. (Марф<о>-М<ариинской>), что ей дается пяток для исповеди и благодарю за лекарства. По просьбе Аг<а>ф<оны> пошли ей 33 Сухарика с мелким сахаром[6]. Господь да пребывает со всеми вами Своею благодатию и Своим человеколюбием[7], охраняя от всех козней диавольских. Мир всем и коемуждо в отдельности. Простите, и вас Господь да простит.

4, 5, 6/I

[1] Архиепископ Питирим (Крылов; †ок. 1937) некоторое время был управляющим делами Патриаршего Священного Синода; в 1928–1936 гг. занимал викарные кафедры Московской епархии, член Временного Патриаршего Синода, временно управляющий Московской епархией. С января 1936 г. — архиепископ Велико-Устюжский, с 1937 г. — в заключении.

[2] Дата первого посещения старца монахиней Евпраксией.

[3] Великомученица Анастасия при жизни активно помогала узникам-христианам. Говоря о посещении великомученицей Анастасией, о. Игнатий, вероятно, имеет в виду какой-либо сон. Мученик Хрисогон, наставник великомученицы Анастасии, находился в тюрьме (“первая половина участи»), где его посещала святая Анастасия. “Вторая половина участи» — мученическая кончина святого Хрисогона. См. Страдание святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, Хрисогона учителя ее, Феодотии и других с нею пострадавших // Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 4. Месяц Декабрь. М., 1906. — С. 595–614.

[4] На протяжении всего срока заключения сам о. Игнатий и его чада пытались добиться замены меры “наказания» на более легкую. Ср. ответ епископа Варфоломея на вопрос духовной дочери о возможном аресте: “Нужно, конечно, как Христос на суде у первосвященника (см. Ин 18:22–23) и Апостолы (о чем <повествуется> в книге Деяний (см. Деян 23:2–6; 24:10–21)) отрицать неправильный ход дела и возражать» (копия ответа, сделанная духовными детьми владыки, хранится в личном архиве А. Л. Беглова).

[5] Старец имеет в виду себя.

[6] То есть 33 частицы Св. Даров.

[7] Ср. “Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти чадо». — Требник. Чин исповедания.


Предыдущий документ / Следующий документ