Письмо 11. С выпиской из творений св. Исаака Сирина.

+

Мир и Божие благословение с тобою, чадо!

На твои помыслы отвечу кратко. Прости, но сказать просто – ты ничтожная девчонка, а о себе много мнишь. Желаешь, чтобы ценили труд твоего откровения, когда оно есть и оказывали тебе больше любви тогда, когда ты не открываешься. Воистину сказал отец – безумная твоя гордость![1] Я человек ничтожный и

недостоин быть твоим духовным отцом, но раз Господь привел тебя ко мне, то труд откровения тебе нравственно необходим и ты можешь облегчить его, только ломая себя и каждый раз доводя его до конца.

Один раз ты открылась так, как нужно – это было трудно и не хотелось. Но это нужно делать всегда и не ждать оценки, а ждать пока Господь Сам, видя твой труд и постоянство, сделает иго благим и легким.

Стыдно за тебя перед памятью отца[2], что ты упорствуешь и оправдываешься сама пред собою. Я с любовью душу полагаю за твое спасение и с радостью понесу немощи твои, но за упорство и гордость буду бить – знай это.

Неужели слова мои как ветер в твоих ушах, а терпение приводит к расслабленности.

Господь да укрепит тебя молитвами отца нашего.

Прости и помолись <о> недостойн<ом> и<еромонахе> Ф<еодоре>.

 

+

«Когда[3] случится, что душа твоя внутренно наполняется тьмою[4] и подобно тому, как солнечные лучи закрываются на земле мглою облаков, душа на несколько времени лишается духовного утешения, и свет благодати внутри померкает, по причине осеняющаго душу облака страстей, и потому что умалена в тебе несколько радостотворная сила, и ум приосенила необычная мгла; ты не смущайся мыслями и не подавай руки душевному неведению, но терпи, читай книги учителей, принуждай себя к молитве и жди помощи. Она придет скоро, чего и не узнаешь ты. Ибо[5] как лице земли

открывается солнечными лучами от объемлющей землю воздушной тьмы; так молитва может истреблять и рассеивать в душе облака страстей и озарить ум светом веселия и утешения, что обыкновенно пораждает молитва в наших помышлениях[6], когда заимствует себе пищу из Божественных Писаний и иметь бодрственность, осеняющую[7] ум».

(пр. Исаака Сир<ина> сл<ово> 64.)

 

[1] Ср.: Письма архимандрита Никиты (Курочкина) монахине Серафиме (Кавелиной). Письмо 6.

[2] Имеется в виду архимандрит Никита (Курочкин).

[3] О. Феодор цитирует св. Исаака с некоторыми сокращениями.

[4] Далее пропущены слова: «(а сие обычно в определенном Божиею благодатию чине безмолвия)».

[5] Далее зачеркнуто: «солнце».

[6] Далее пропущены слова: «особливо же».

[7] В оригинале: «осиявающую».


Предыдущий документ / Следующий документ