Архиепископ Варфоломей (Николай Федорович Ремов) родился 3 октября 1888 г. в семье священника храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне Феодора Ремова. Еще в детстве праведный Иоанн Кронштадтский, посетив дом его отца, предсказал маленькому Николаю путь “исповедника Церкви”. Учился в Заиконоспасском Духовном училище, Московской Духовной семинарии и Московской Духовной академии. Защитил магистерскую диссертацию “Книга пророка Аввакума. Введение и толкование” (1914); экстраординарный профессор кафедры Ветхого Завета (1916). В период учебы в академии стал духовным сыном схиигумена Германа (Гомзина). 11 июня 1911 г. в Зосимовой пустыни в день свв. апостолов Варфоломея и Варнавы был пострижен в монашество ректором МДА епископом Феодором (Поздеевским) вместе в будущим епископом Варнавой (Беляевым). 23 июня 1911 г. был рукоположен во иеродиакона; 18 февраля 1912 г. — рукоположен во иеромонаха. Вскоре назначен благочинным Покровского академического храма, где наладил уставное богослужение, производившее глубокое впечатление на современников. К празднику Пасхи 1919 г. (7(20) апреля) был возведен в сан архимандрита. Тогда же, в апреле 1919 г. произнес по поводу предстоявшего вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского проповедь, которая стала поводом для его первого ареста. В 1920 г. был назначен инспектором МДА; арестован, находился в Бутырской тюрьме. 28 февраля 1921 г. крайне истощенный физически освобожден.
28 июля/10 августа 1921 г. в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавлял святитель Тихон. По воспоминаниям, при вручении архиерейского жезла Патриарх-исповедник сказал новопоставленному епископу: “Тебе Господь дал женское сердце, умеющее сострадать, быть милостивым и брать на себя чужое горе... Твой путь — нести скорби народа Божиего”. После хиротонии получил в управление московский Высоко-Петровский монастырь. Осенью 1923 г. принял в Высоко-Петровском монастыре часть братии закрытой в начале года Смоленской Зосимовой пустыни, вводит монастырское богослужение по образцу зосимовского, учреждает старчество. В монастыре нелегально действует церковное учебное заведение, продолжавшее традиции переставшей существовать МДА и дававшее православным священнослужителям богословское образование. Тайно постригает в монашество своих духовных чад. С января 1924 г. во исполнение указа святителя Тихона за богослужением в Высоко-Петровском монастыре совершается поминовение властей по формуле “о стране Российстей и властех ея”. В 1927 г., исполняя благословение зосимовского старца Алексия (Соловьева), братия Высоко-Петровского монастыря сохраняет верность священноначалию в лице Заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). По воспоминаниям, епископ Варфоломей выполняет обязанности иностранного секретаря митрополита Сергия и другие его поручения. В 1928 г. был арестован, обвинялся в “укрывательстве шпиона”, вскоре был освобожден. В конце мая–начале июня 1929 г. был закрыт Боголюбский собор Высоко-Петровского монастыря, последний монастырский храм остававшийся в распоряжении братии. Зосимовские отцы во главе с владыкой Варфоломеем перешли в храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке (ныне не существует).
В 1933–1935 г., после закрытия храма преподобного Сергия на Большой Дмитровке еп. Варфоломей — настоятель храма Рождества Богородицы в Путинках, куда перебрались зосимовцы и часть белого клира храма преподобного Сергия. Во всех храмах, в которые приходили иноки Высоко-Петровского монастыря, трудами епископа Варфоломея воссоздавалось уставное богослужение и создавались условия, благоприятные для деятельности старцев. 9 июля 1934 г. был возведен в сан архиепископа. 21 февраля 1935 г. был арестован, обвинялся в “измене Родине и шпионской деятельности в пользу Ватикана” и в “террористических намерениях в отношении руководителей советского правительства”. 17 июня 1935 г. осужден военной коллегией Верховного суда СССР, приговорен к расстрелу. 10 июля 1935 г. расстрелян в Бутырской тюрьме. Место погребения неизвестно.
Список материалов
Схиархимандрит Игнатий (Александр Александрович Лебедев) родился 28 мая 1884 г. в городе Чухлома Костромской губернии в семье потомственных почетных граждан. В 1903 г., закончив Солигаличское Духовное училище и Костромскую Духовную семинарию, он поступает в Казанский ветеринарный институт. В Казани он окормляется у преподобного Гавриила (Зырянова) и решает принять монашество. Весной 1908 г., по окончании ветеринарного института, Александр Лебедев становится послушником Свято-Смоленской Зосимовой пустыни и духовным сыном схиигумена Германа (Гомзина). 18 марта 1915 г. пострижен в мантию с именем Агафон, 2 декабря 1918 г. в Троицком соборе московского Даниловского монастыря рукоположен во иеродиакона епископом Феодором (Поздеевским), 26 сентября 1920 г. в храме Троицкого Патриаршего подворья — во священника Святейшим Патриархом Тихоном.
После закрытия Зосимовой пустыни — старец Высоко-Петровского монастыря в Москве с самой многочисленной паствой: в синодике старца содержалось около 400 имен его духовных чад. Назначен наместником монастыря, 5 мая 1924 г. возведен в сан архимандрита. 17 января 1930 г. в храме преподобного Сергия Радонежского на Б. Дмитровке пострижен в великую схиму с именем Игнатий. Удален на покой в октябре 1934 г., арестован 11 апреля 1935 г., находился в 15-й палате лазарета Бутырской тюрьмы, где “Господь посещал его такою радостью, подобно которой он раньше никогда не испытывал”. 1 октября этапирован в лагерь в бывшей Саровской пустыни. Как больной паркинсонизмом, о. Игнатий находится в лагерном лазарете. 18 февраля 1936 г. переведен в лагерь на станции Сухобезводная, а 23 апреля — в инвалидный лагерь под городом Алатырь Мордовской области. Заболевает пеллагрой. Скончался в 3.30 утра в воскресенье 29 августа 1938 г., в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Погребен на лагерном кладбище; в настоящее время могила утрачена.
Список материалов Архимандрит Никита (Николай Николаевич Курочкин-Степанов) родился 19 ноября 1889 г. в деревне Карцево Звенигородского уезда Московской губернии. Детство он провел в Москве при Высоко-Петровском монастыре, в котором уже с восьмилетнего возраста канонаршил на богослужениях, поскольку обладал удивительным по красоте голосом и прекрасным музыкальным слухом. Сохранилось предание, что юношей он получил благословение некоего епископа принять монашество, выбрав для себя обитель. После путешествия по России и знакомства с ее известнейшими монастырями (Оптиной, Глинской пустынями и др.) остановил свой выбор на Смоленской Зосимовой пустыни. Это произошло около 1909 г. В 1911 г. он уже официально был послушником Зосимовой пустыни. Его духовным руководителем стал иеромонах Мелхиседек (Лихачев), келейник игумена Германа (Гомзина). В 1915–1917 гг. послушник Николай находился в действующей армии. В 1917 г. он вернулся в обитель и 18 апреля 1919 г. был пострижен в мантию с именем Никита, а 10 октября 1920 г. рукоположен в иеродиакона. 25 мая (по другим данным 1 июня) 1923 г. о. Никита был рукоположен в иеромонаха. В 1923 г., после закрытия пустыни он начал свое служение в Высоко-Петровском монастыре как канонарх и духовник, кроме того, нес послушание благочинного монастыря. О. Никита был близким духовным другом о. Игнатия (Лебедева). Епископ Варфоломей (Ремов) именовал обоих друзей пиргами (от греч. pyrgos — ‘столп, башня’). В конце 1924 г. о. Никита стал жертвой кампании по «разгрузке города Москвы от монашествующего элемента» и был административно выслан на три года в город Осташков Тверской губернии. В 1925–1927 гг., находясь в ссылке, он жил в Новосоловецкой вселукской пустыни (Осташковский уезд), которая действовала до 1929 г. В 1927 г. о. Никита вернулся в Высоко-Петровский монастырь. В 1929 г. вместе с остальной братией перешел на служение в храм преп. Сергия на Большой Дмитровке. 10 июня 1929 г. епископ Варфоломей (Ремов) возвел его в сан архимандрита. 28 декабря 1930 г. о. Никита была арестован (вместе с о. Зосимой (Ниловым)), обвинен в контрреволюционной агитации и в январе 1931 г. приговорен к высылке в Северный край на три года. Сначала находился под Архангельском, где работал на погрузке леса, затем — в районе реки Пинеги. Здесь исповедывал, причащал перед кончиной и отпевал преподобного Никона Оптинского. В декабре 1933 г., по возвращении из ссылки назначен (вместе с о. Зосимой (Ниловым)) на служение в Знаменскую церковь села Ивановское под Волоколамском. (Проживание в пределах 101-километровой зоны вокруг Москвы ему было запрещено.) После ареста схиархимандрита Игнатия (Лебедева) руководил его духовными детьми. 12 мая 1937 г. скончался от кровоизлияния в мозг. Погребен в Волоколамске.
Список материалов
Архимандрит Зосима (Федор Федорович Нилов) родился 7 февраля 1898 г. в дер. Федоровка Каширского уезда Тульской губернии. Позднее семья переехала в Москву, здесь Федор учился во 2-й московской гимназии, а по ее окончании – на физико-математическом факультете Московского университета. В 1919–1922 гг. он работал на различных должностях в советских экономических учреждениях городского и губернского уровней. В этот же период молодой человек окормлялся в Зосимовой пустыни. Его духовным руководителем был иеросхимонах Иннокентий (Орешкин). 22 января 1923 г. Федор поступил послушником в Смоленскую Зосимову пустынь (по другой версии — сразу в Высоко-Петровский монастырь). Впоследствии он говорил о себе, смиряясь: «Блаженный Зосима открыл Зосимову пустынь, а я грешный ее закрыл». 4 апреля 1923 г. он был пострижен в мантию с именем Зосима и 7 апреля 1923 г. рукоположен в иеродиакона епископом Варфоломеем (Ремовым). Отец Зосима был энергичным помощником епископа Варфоломея во всех его начинаниях. 4 апреля 1926 г. рукоположен во иеромонаха епископом Варфоломеем (Ремовым) в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря. В 1929 г. вместе с остальной братией перешел на служение в храм преп. Сергия на Большой Дмитровке. 28 декабря 1930 г. арестован (вместе с архим. Никитой (Курочкиным)). 3 января 1931 г. постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ по ст. 58–10 УК РСФСР приговорен к высылке на три года в Северный край. Сначала находился под Архангельском, где работал на погрузке леса, затем — в районе реки Пинеги. В декабре 1933 г. вернулся из ссылки (заключением Генеральной прокуратуры РФ от 18 марта 1994 г. реабилитирован) и был назначен (вместе с архим. Никитой (Курочкиным)) на служение в Знаменскую церковь села Ивановское под Волоколамском. (Проживание в пределах 101-километровой зоны вокруг Москвы ему было запрещено.) 15 января 1934 г. епископом Варфоломеем был возведен в сан игумена, а 29 апреля 1935 г. (уже после ареста еп. Варфоломея) епископом Егорьевским Иоанном (Соколовым) возведен в сан архимандрита. После смерти о. Никиты (Курочкина) и о. Игнатия (Лебедева) принял под свое руководство их духовных детей. Несмотря на опасность нового ареста, пересиливая прогрессирующую болезнь, приезжал в Москву, совершал тайные постриги и тайно служил Литургии на частных квартирах. 30 марта 1939 г. умер в Боткинской больнице от рака брюшины (по другой версии — от туберкулеза кишок). Похоронен на Пятницком кладбище.
Список материалов
Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский) родился 26 декабря 1905 г. (8 января 1906 г.) в семье второго секретаря Русской дипломатической миссии в Персии (впоследствии консула в г. Исфахан) Павла Георгиевича Богоявленского. В январе 1911 г. его отец был убит персами, и мать, Ольга Петровна (†1927) с тремя детьми вернулась в Петербург. После революции семья осталась без средств к существованию, и ее взял под свою опеку брат Ольги Петровны профессор А.П. Нечаев, один из основоположников отечественной экспериментальной психологии и педагогики. В 1918–1922 гг. вместе в семьей А.П. Нечаева семья Богоявленских находилась в Самаре, где дядя был ректором университета. В 1922 г. Богоявленские возвратились в Москву. В 1924 г. Олег поступил на медицинский факультет Московского университета, принимал деятельное участие в работе литературно-философского кружка, организованного В.Н. Муравьевым, участвовал в борьбе с беспризорностью.
Список материалов
Архимандрит Исидор (Иван Герасимович Скачков) родился 14 октября 1883 г. в деревне Горки Волоколамского уезда Московской губ. в крестьянской семье. Семья часто посещала Иосифо-Волоцкий монастырь, и в 14 лет Иван просил игумена принять его в число братии, но получил отказ. Через пять лет, 19 июля 1902 г. Иван стал послушником Смоленской Зосимовой пустыни и духовным сыном старца Алексия (Соловьева). В 1907–1910 гг. был призван на военную службу и служил солдатом Варшавского гренадерского полка. После демобилизации вернулся в монастырь и 21 марта 1914 г. был пострижен в мантию с именем Исидор в честь преп. Исидора Пелусиота. 20 января 1919 г. он был рукоположен во иеродиакона епископом Филиппом (Ставицким
[1]). После закрытия Зосимовой пустыни о. Исидор некоторое время жил в своей родной деревне, а в 1924–1928 гг. служил в Александро-Невском женском монастыре Клинского района Московской области; регулярно посещал в Сергиевом Посаде старца Алексия (Соловьева), иногда исполнял обязанности отлучившегося келейника. 6 декабря 1928 г. в соборе г. Волоколамска о. Исидор был рукоположен во иеромонаха епископом Питиримом (Крыловым) и включен в клир собора. После закрытия собора перебрался в Москву и в 1930–1933 гг. был ризничим храма преподобного Сергия на Большой Дмитровке. По благословению епископа Варфоломея (Ремова), начал подвиг старчества; был награжден наперсным крестом. В 1933–1936 гг. находился в ссылке в селе Деревянск Сыктывкарской обл. (совр. Республика Коми), по воспоминаниям, безропотно переносил все неудобства и притеснения. С другими ссыльными священниками в лесу отправлял церковные службы.
В конце 1936 г., по возвращении из ссылки был назначен настоятелем храма в селе Ченцово Тарусского района Тульской обл., собственноручно отремонтировал храм. 20 мая 1937 г. резолюцией митрополита Крутицкого и Коломенского Сергия (Страгородского) о. Исидор был возведен в сан архимандрита. Однако вскоре под давлением местных властей был отправлен за штат. В 1938–1939 гг. жил в г. Егорьевске Московской обл. После смерти архимандрита Зосимы (Нилова), по благословению игумена Митрофана (Тихонова), у которого окормлялся после смерти старца Алексия, принял под свое руководство духовных детей о. Игнатия (Лебедева), о. Никиты (Курочкина), о. Зосимы (Нилова). 31 марта 1939 г. был назначен в Знаменскую церковь села Ивановское под Волоколамском; каждые две недели посещал старца Митрофана. Осенью и зимой 1941 г. находился под Волоколамском, во время боевых действий продолжал окормлять местных жителей, часто причащал их запасными Дарами, помогал раненым, отпевал убитых. 19 декабря 1941 г., в день памяти святителя Николая, во время отступления немецких войск, под обстрелом отслужил праздничную Литургию в одном из городских храмов Волоколамска. В начале 1942 г., после освобождения Волоколамска советскими войсками о. Исидор был арестован, затем выпущен, и за ним установлена слежка. Несколько суток ходил по Москве, боясь куда-то зайти и привести «хвост». М. Гавриила (Чиркова) случайно встретила его на улице.
21 апреля 1942 г. был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы села Никольско-Трубецкого Балашихинского района Московской обл. В этот период вокруг о. Исидора объединились уцелевшие духовные дети всех зосимовских наставников, он оказался «последним зосимовским старцем», как они его называли, при его жизни высоко-петровская община продолжала сохранять свое единство. 10 мая 1949 г. после ряда доносов, о. Исидор был удален на покой и вынужден был выехать за 101-й километр, жил сначала в поселке Завидово Калининской обл., затем — в поселке Новые Петушки Владимирской обл.
[2]. Продолжал окормлять духовных детей, совершал тайные постриги. С начала 1950-х гг. из-за прогрессирующих болезней (гипертония и водянка) о. Исидор лишился возможности посещать храм и очень страдал от невозможности служить Божественную Литургию и присутствовать на ней. 30 июля 1959 г. в три часа дня скончался последний старец Смоленской Зосимовой пустыни. Погребен в ограде храма пос. Петушки напротив алтаря.
Примечания
[1] Предположительно.
[2] После смерти о. Исидора в его доме жил епископ Афанасий (Сахаров).
Список материалов